КАК ПРАВИЛЬНО ПРИНЯТЬ КАМИН НА ТЕРМИНАЛЕ ТРАНСПОРТНОЙ КОМПАНИИ И ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ КАМИН ПРИШЕЛ ПОВРЕЖДЕННЫМ

Эта статья о том, как на терминале транспортной компании-экспедитора в реальности происходит приемка камина – или любого другого груза. И как решить возможные проблемы с повреждениями груза в досудебном порядке.

Я благодарю один из филиалов транспортной компании ПЭК – за помощь в тестировании и корректном изложении материала. Статья пишется и тестируется летом 2021 – соответственно, все изложенное в ней верно именно на это время.

Итак, вы где-то купили камин – и вам его отправляют транспортной компанией/экспедитором (далее — ТК). Как правильно принять камин и как еще на терминале понять, есть ли у камина повреждения?

Структура статьи

  • Если все хорошо
  • Если все не очень хорошо (как должно действовать (в т.ч. документы); как можно действовать на практике, и что сработает, если компания клиентоориентирована
  • Если все плохо

Если все хорошо

Когда подписывать документы на получение груза

При прибытии груза вас как грузополучателя попросят подписать транспортную накладную. Транспортная накладная подписывается: грузоотправителем, перевозчиком, водителем и грузополучателем. Сейчас этот документ называется УПД (универсальный передаточный документ) и включает в себя одновременно счет-фактуру и транспортную накладную.

Миранда Пристли

Если действовать уж совсем по-правильному, то порядок действий должен быть такой:

Идете на склад, имея на руках уникальный код груза – идентификатор/номер, его вам дадут в офисе, или предоставит поставщик, или возьмете сами из счета-фактуры на оплату услуг доставки. Осматриваете внимательно внешний вид груза на предмет видимых повреждений. Если все нормально, возвращаетесь в офис и подписываете УПД. Вам выдают накладную на получение, вы ее подписываете на складе и забираете груз.

«Это все», — как говорила Миранда Пристли.

Да, придется ходить в офис и на склад 2 раза. Зато вы будете уверены, что: а) камин пришел в целости и сохранности, или: б) камин, конечно, поврежден – однако есть все шансы получить компенсацию.

Какие у вас права на осмотр без подписания документов

— Без подписания документов осмотр возможен только внешний. Однако, если отправитель поставил в документах отметку «Осмотр по спецусловиям», то вы имеете право на внутритарный осмотр – то есть осмотреть груз полностью, вскрыв упаковку

— Вы имеете право попросить разобрать ЖУ и снять крепежные транспортировочные ленты – т.е. довести груз до состояния, в котором он принят к перевозке

О процедуре получения поврежденного камина расскажу чуть ниже. Сначала – о том, какую информацию о состоянии груза вы можете получить еще до – сорри за тавтологию – собственно получения груза.

На что смотрит и что видит великий следопыт Соколиный Глаз при первичном осмотре груза, и какие документы вам доступны

Фотографии

Если вы зарегистрированы в личном кабинете экспедитора/транспортной компании, то вам доступна фотография приемки вашего камина – в каком виде его приняла ТК от поставщика. Эта фотография сделана камерой ТК. Сейчас все перемещения всех грузов – от момента их приемки до момента выдачи в месте назначения – фиксируются на камеры транспортной компании. Фотофиксация используется для оценки характера груза.

Описание груза в сопроводительных документах

Оператор приемки оценивает состояние груза. Если груз сдан поставщиком с повреждениями, оператор фиксирует повреждения в общих чертах, делает фото и вносит эти данные в программу. Внесенная информация транслируется в основной документ, который сопровождает груз – в УПД, транспортную накладную и поручение экспедитору/экспедиторскую расписку (об этих документах – ниже).

УПД Транспортной компании

Куда смотреть в накладной

В УПД и поручении экспедитору отправитель обязан сделать пометки, если перевозка требует особых условий, например, строго вертикальной перевозки – так перевозятся камины. В незаполненных графах ставят прочерк. Забота отправителя — сказать про особенности груза и упаковать его так, чтобы он доехал целым. Размер, особенности груза и требования к фургону заказчик сообщает в заявке. Задача экспедитора и перевозчика — строго следовать требованиям к перевозке.

То есть ТК везет груз в том состоянии, в каком забрала в пункте отбытия.

За плохо упакованный груз отвечает отправитель. Но если ТК продала упаковку как услугу плюсом к перевозке, ответственность переходит на ТК.

Документация, подтверждающая исполнение договора транспортной экспедиции, зависит от вида оказываемых услуг.

В соответствии с п. 5 Правил транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 № 554, экспедиторскими документами являются:

Поручение экспедитору (определяет перечень и условия оказания экспедитором клиенту транспортно-экспедиционных услуг в рамках договора транспортной экспедиции);
Экспедиторская расписка (подтверждает факт получения экспедитором для перевозки груза от клиента либо от указанного им грузоотправителя);
— Складская расписка (подтверждает факт принятия экспедитором у клиента груза на складское хранение).

Экспедиторские документы являются неотъемлемой частью договора транспортной экспедиции.
поручение экспедитору и экспедиторская расписка

Как выглядят поручение экспедитору и экспедиторская расписка

Примечание к терминам:

Перевозчик — исполнитель перевозки из пункта А в пункт Б.

Экспедитор — организатор перевозки с привлечением одного или нескольких видов транспорта.

Манипуляционные знаки

Как правило, на упаковке камина есть наклеены манипуляционные знаки: «Перевозка только вертикально», «Осторожно: стекло» и т.д. При первом осмотре по этим знакам можно определить, были ли соблюдены при перевозке указания этих знаков.

манипуляционные знаки_4

Манипуляционные знаки располагают на таре, упаковке, ярлыке в верхнем углу, дублируют рисунок, значок на соседних сторонах. Они информируют об особенностях отправлений, рекомендованном температурном режиме хранения, правилах погрузки, разгрузки, штабелирования.

Однако на практике указания манипуляционных знаков могут не срабатывать. Укладчик может уложить и упаковать груз так, как ему представляется целесообразнее.

Стиккеры повреждений

Если в процессе перевозки, по мнению ТК, груз мог быть поврежден, то на его упаковку наклеивается стиккер — отметка о фиксации повреждения, предупреждающая о повреждении. У ПЭК, например, такой стиккер – желтый и яркий.

желтый стиккер о повреждении груза

стиккер повреждения на упаковке груза

Жесткая обрешетка/упаковка (ЖУ)

Это защитная упаковка для перевозки груза. Как правило, на сайтах ТК есть перечень рекомендованных к ЖУ грузов.

Для перевозки камина и дымохода жесткая обрешетка обязательны. При первом визуальном осмотре вы сразу можете увидеть, повреждены ли жесткая обрешетка и внутренняя упаковка – сломанные и смещенные доски, надрезы, надрывы и пр.

упаковка грузов

И еще раз о том, когда подписывать документы на получение груза
Идеальный вариант – когда вы сначала осматриваете груз, а затем подписываете документы, — удобен в том случае, когда офис и склад находятся в одном здании, в соседних окошках. На практике такое бывает редко. Обычно склад – в одном месте, офис с документами – в другом.
Как правило, если документы вами не подписаны, то осмотр груза возможен только внешний. Конечно, чаще всего этого достаточно.
Если же вы хотите осмотреть груз тщательно и полностью, то вам будет удобнее сначала подписать УПД, а затем со складской накладной идти на склад и, получив груз, внимательно его осмотреть.
Хотя сами сотрудники ТК не советуют подписывать складскую накладную, если есть любые претензионные вопросы. Однако в большинстве случаев ТК пойдет вам навстречу, даже если вы подписали складскую накладную. По той простой причине, что плодить ненужные акты – ни в чьих интересах.

Если все не очень хорошо, и груз поврежден. Акт, Претензия и досудебное урегулирование вопроса

Если при получении камина в ТК (или при доставке его водителем ТК сразу на место установки, минуя терминал) вы видите, что на упаковке есть повреждения или надрезы, через которые груз мог быть поврежден – это повод для того, чтобы вскрыть упаковку и осмотреть груз на целостность.

Это нужно сделать и в случае, если упаковка целая, но есть подозрения на внутренние повреждения (например, когда перевозятся изделия из стекла или другой груз, который легко деформируется от удара).

То, что вы видите при осмотре и вскрытии, нужно сверить с теми данными, которые указаны в УПД. Если повреждения в нем не отражены, значит, они получены в процессе доставки.

Следовательно, с вашим камином – проблема. И вам придется составить Акт о повреждениях.

УПД_

Документы для получения компенсации: как и в каком порядке фиксировать повреждения

поврежденная внешняя упаковка_2

Если вы обнаружили повреждения на терминале ТК, то вам нужно составить Акт о повреждениях. Акт составляется непосредственно после обнаружения повреждений, в присутствии экспедитора/ТК. Это принципиальный момент.

Если повреждения обнаружились позже – после того, как вы забрали груз и уехали – то вы составляете Претензию, минуя Акт. Срок подачи Претензии – 6 месяцев.

Акт нужно составлять здесь и сейчас, на месте, сразу. Если вы забрали камин, а через 10 минут вернулись с претензиями, что камин поврежден – вам откажут в составлении Акта. Потому что уже невозможно отследить, когда произошли повреждения.

Однако даже в этом случае у вас все равно остается возможность подачи Претензии в ТК – в течение 6 месяцев со дня получения камина.

Акт о повреждении груза

Акт о повреждениях – это первый документ, который нужно составить. Актом удостоверяется факт порчи груза. Данные о том, что Акт о повреждениях был составлен, заносятся во все товаросопроводительные документы.

Также Акт служит основанием для списания товара с бухгалтерского учета.

Структура Акта о повреждении груза
Акт довольно прост и понятен с точки зрения его структуры и содержания.
Как правило, в ТК есть бланки Акта. Кроме того, в некоторых ТК есть рекомендации по составлению Претензии.

Фотографии делают сами сотрудники ТК. Вы тоже можете делать фотографии повреждений, но при одном условии: в кадр не должны попадать другие грузы, кроме вашего. Требования к съемкам вам озвучат сотрудники ТК.

Какие фото нужны для Акта:

— Общий вид груза
— Белый стиккер – уникальный индекс груза
— Желтый стиккер – отметка о фиксации повреждений (возможен другой цвет этого стиккера)
— Вскрытая упаковка груза
— Собственно повреждение груза

Подписанный УПД не ограничивает вас в составлении Акта, но складская накладная ограничивает. Факт получения груза подтверждается именно складской накладной.

Хотя на практике – особенно, если ТК клиентоориентирована – Акт можно составить и после подписания складской накладной. Или так – сначала составляете Акт, затем подписываете складскую накладную. Директор филиала ТК уполномочен пойти навстречу клиенту и предложить досудебное решение проблемы.

Акт составляется в трех одинаковых экземплярах. Первый из них отправляется поставщику груза, второй остается у покупателя, третий передается ТК. Все три экземпляра должны быть подписаны членами комиссии. 2 экземпляра с печатью и подписью сотрудника ТК Вам обязаны выдать на руки.

Небольшой FAQ по Акту о повреждении груза

Кто подписывает? Получатель груза, водитель, другой представитель транспортной компании. Рядом с подписями – расшифровка подписей (полностью фамилия, имя, отчество, должность).

А ксерокопии можно? Нет, все экземпляры акта должны быть оригиналами, с «настоящими» подписями.

Водитель не желает участвовать в составлении Акта. Составляйте в одностороннем порядке. Хотя по требованию законодательства Акт составляется обязательно в присутствии водителя. Если водитель не желает подписывать, так и укажите в Акте. Законодательство предусмотрело этот случай. Тогда получатель груза имеет право составить данный Акт в одностороннем порядке, письменно уведомив об этом администрацию ТК.

Ой, ошибка! Как исправить? Исправления в Акте не допускаются.

Если есть знакомый транспортный юрист – звоните ему и действуйте строго по его рекомендациям

В Акте важно отразить состояние упаковки. В зависимости от ее целостности у вас будут разные алгоритмы действий.

В Акте мы фиксируем только то, что очевидно видим. Поэтому, оформляя Акт, следует быть предельно внимательным, скрупулезно описывая все найденные повреждения. Нужно помнить о том, что в ситуациях, когда дело доходит до разбирательств – судебных или досудебных — именно этот документ становится главным доказательным аргументом.

А кто же на этом этапе собственник груза?
После составления Акта о повреждении груза неплохо бы выяснить, кто по закону является собственником груза. Проверьте условия договора с грузоотправителем (продавцом/поставщиком товара). Если в договоре с продавцом товара указано, что право собственности на товар переходит с момента получения товара покупателем, то пострадавшим по повреждению товара (груза) является компания-грузоотправитель. В этом случае грузоотправитель в рамках заключенного договора поставки должен компенсировать Вам цену оплаченного товара, а дальнейшие разбирательства с транспортной компанией проводить ему, а не Вам.
Таким образом, виновником порчи доставленных товаров могут быть назначены как ТК, так и поставщик.

Нужно ли забирать камин, если он поврежден

Составление Акта о повреждении груза не связано с получением самого груза. Оставлять поврежденный груз на складе ТК не стоит, т.к. за его хранение придется платить. В случае, если камин совсем мертвый (груда разбитого металла и стекла), либо что в таком состоянии при транспортировке от склада ТК груз получит еще большие повреждения — вы вправе не получать его, а оставить в ТК, они сами займутся утилизацией.

Какие дефекты камина и дымохода необратимы, а какие решаемы

Решаемые дефекты:
— Разбито стекло в дверце (поставщик может выслать стекло отдельно; в некоторых топках стекло легко меняется)
— Разбита футеровка (внутренняя отделка топки) – также во многих моделях элементы футеровки съемные и легко заменяемые

Необратимые и нерешаемые дефекты:
— Расколот корпус камина (камин не пригоден к работе)
— Потеряна геометрия дымохода (измят) – и также непригоден к работе

Если все совсем плохо

Если повреждений много, и они серьезные, то придется идти на следующий шаг и подавать в ТК Претензию.

Перед подготовкой претензии по своей инициативе проведите экспертизу поврежденного груза. Преимущество состоит в том, что вы сможете привлечь объективного и незаинтересованного эксперта, чтобы ТК (в случае вины) была вынуждена компенсировать все убытки на претензионном этапе.

При проведении экспертизы нужно обязательно заранее уведомить ТК. Уведомление гарантирует, что другая сторона впоследствии не сможет оспорить сам факт проведения экспертизы. Результатом экспертизы является акт, в котором указаны все недочеты, недостатки и повреждения, выявленные экспертом, и размер ущерба.

Перед экспертом ставим такие вопросы:

— определить причинно-следственную связь между повреждением груза и его транспортировкой;
— определить соответствие транспортировочной тары, упаковки;
— определить размер ущерба.

Размер ущерба рассчитывается из позиций: 1) документально подтвержденная стоимость камина, или 2) документально подтвержденная стоимость проведенного ремонта. Сумму ущерба нужно разложить на пункты, каждый пункт описать отдельно и аргументировать. При суммировании всех пунктов вновь должна получиться цифра всего заявленного ущерба.

поврежденная жесткая упаковка

На что еще нужно обратить внимание

Фотографии погрузки и выгрузки. Транспортные компании фотографируют загрузку и выгрузку каждого паллета в автомобиль, поэтому можно видеть, в каком виде камин загружен и выгружен.

О страховании груза. Три транспортировке камина и дымохода жесткая обрешетка обязательна. Без нее страховая компания вправе отказать в страховой выплате.Грузы страхуются в том числе и для того, чтобы была возможность решать проблемы с повреждениями груза в досудебном порядке.Можно провести аналогию со страхованием ОСАГО для автовладельцев, где за повреждения автомобиля платит страховая компания, минуя судебные разбирательства.

Объявленная ценность – не переусердствуйте. Некоторые грузоотправители, желая сэкономить на размере провозной платы, сознательно занижают сумму объявленной ценности. Эта палка о двух концах. К примеру, клиент оценивает перевозимые вещи в 30 тысяч рублей. Во время транспортировки часть вещей (телевизор и ваза) повреждаются настолько, что не подлежат восстановлению. Клиент выставляет транспортной компании претензию, но на этот раз он оценивает разбитые вещи достоверно – по их рыночной стоимости (то есть более, чем в 2 раза дороже – 70 тыс.) и обосновывает их стоимость, заказав экспертизу в сторонней оценочной компании. И тут вопрос: какую сумму суд присудит клиенту – 30 или 70 тыс.? Может случиться и так, и так.

Экспертом может быть представитель ТПП или оценщик. Для суда экспертиза предпочтительнее оценки. Оценка устанавливает размер ущерба, характер и объем повреждений. Эксперт дополнительно может установить причины появления данных недостатков и сделать заключение о том, подлежит ли данный товар исправлениям, ремонту, годен ли он к эксплуатации.

После получения экспертного заключения, установления вины ТК в повреждении груза и определения размера ущерба нужно подготовить Претензию. Претензионный порядок урегулирования спора прямо предусмотрен действующим законодательством.

Претензия пишется в свободной форме. К ней прикладываются копии подтверждающих документов и банковские реквизиты для удовлетворения претензии и оплаты компенсации. Зачастую образцы претензий есть на сайтах транспортных компаний. Они в целом соответствуют требованиям закона и во избежание дополнительных затрат можно использовать предлагаемую форму.

Срок подачи претензии — 6 месяцев. Претензия подается в 2 экземплярах. На втором экземпляре ТК ставит отметку о принятии (дата и входящий номер). Если вы не хотите подавать претензию лично, можно отправить претензию в одном экземпляре почтой — заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении. Или электронной почтой.

Срок ответа на претензию 30 дней. Если ТК ничего не возместила и не дала внятного ответа, когда и каким образом она намерена это сделать, у вас возникает право обратиться в суд. Порядок рассмотрения дел установлен АПК и ГПК РФ. Срок обращения в суд 1 год.

В идеале о результатах рассмотрения претензии Вы узнаете из поступивших на указанный расчетный счет денежных средств в требуемой сумме.

Уважаемый читатель! Эта статья – результат моего личного опыта работы с одним из филиалов Компании ПЭК, сотрудники которой помогали мне разобрать и понять каждый шаг.

Мы разбирали эти не шаги не просто теоретически, а на практике. У меня пришел поврежденный груз — не критично, помят водяной бак в результате его стяжки крепежной лентой. Я обнаружила это, уже покинув терминал ТК. Однако фотографии приемки груза и пометки в УПД показали, что повреждения произошли именно в ТК. Я отремонтировала бак за свой счет, и сразу после публикации этой статьи начну готовить Претензию – ее структуру и образец предоставил мне директор филиала ПЭК, и объяснил мне, как нужно действовать.

О результатах подачи моей Претензии здесь: https://fireform.ru/kompensaciyu-po-pretenzii/

Литература и интернет-ресурсы:

Что делать если транспортная компания доставила поврежденный товар, https://youtu.be/WIrJe_XqAgc

Как правильно принимать товар при получении на складе транспортной компании, https://youtu.be/zHf88yaytkk

https://yur-usl.ru/perevozka/transportnaya-kompaniya-dostavila-gruz-povrezhdeniyami.html

Акт о повреждении груза, https://assistentus.ru/forma/akt-o-povrezhdenii-gruza/

Транспортная компания доставила груз с повреждениями: порядок действий – О.В.Росляков, https://yur-usl.ru/perevozka/transportnaya-kompaniya-dostavila-gruz-povrezhdeniyami.html

Претензия в транспортную компанию о повреждении груза – О.В.Росляков, https://yur-usl.ru/perevozka/pretenziya-transportnuyu-kompaniyu-povrezhdenii-gruza.html

Транспортная компания повредила груз: что делать – Е.Побережный, https://mainmine.ru/pro/cargo-corruption

Федеральный закон от 30.06.2003 г. № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности»

Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ (ред. от 24.02.2021) «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», ст. 15, 34

Особенности взыскания с транспортной компании ущерба за утрату или повреждение груза, http://19.rospotrebnadzor.ru/bytag3/-/asset_publisher/5Wso/content/особенности-взыскания-с-транспортнои-компании-ущерба-за-утрату-или-повреждение-груза

Что делать если груз поврежден транспортной компанией?, https://c6v.ru/blog/goods-damaged

п. 1 Обзора судебной практики от 20.12.2017

Собственный тест, проведенный с сотрудниками одного из филиалов компании ПЭК в июле 2021

Об авторе

М.Клепцова на приемке камина в ТК

Меня зовут Маргарита Клепцова, я работаю на рынке дровяных каминов и печей с 2004 года. Специализируюсь на люксовой и премиальной линейке каминов и печей.

Провожу онлайн-консультации по всему процессу получения готового камина – выбор, пожарная изоляция, монтаж.

У меня есть публикации в профессиональной прессе и множество сертификатов и дипломов по профессиональному обучению.

Я регулярно бываю на ведущих предприятиях производителей каминов и весь процесс их производства и тестирования вижу собственными глазами

Однако главное мое достижение – это клиенты, которые работают со мной по нескольку лет, доверяя мне выбор камина, барбекю, дровяной кухни, банной печи и для своей семьи, и направляя ко мне своих друзей. В одном из поселков в Республике Марий Эл, например, есть целая улица, для которой я поставляла все дровяное оборудование.

Если вам нужны мои знания, напишите мне:

mklepcova@yandex.ru. Или в мессенджеры (W,V): +7 902 664 14 11

Мы свяжемся и решим, чем я могу быть вам полезна.

Ссылка на консультацию: https://fireform.ru/konsultaciya/

Auto Web Pinger
На платформе MonsterInsights